Huawei 2
НАЛОГовая реформа: что будет с «упрощенкой» в 2019 году?

Государство рассматривает возможность сгладить разрыв между упрощенной и общеустановленной системами налогообложения через введение общеобязательного НДС.

Позиция налогового органа в этом вопросе такова: поскольку критерий отнесения к МБ – это численность работников, вся разница между большим и малым субъектом предпринимательства при одном и том же виде деятельности по факту может упираться в нескольких сотрудников. Значительная разница в условиях налогообложения приводит к искусственному сдерживанию развития компаний или возникновению групп связанных лиц – только ради ЕНП. Следовательно – нужно уменьшать разрыв в налогообложении. А первый наиболее очевидный шаг в этом направлении – общеобязательный НДС для всех категорий плательщиков.

Джахонгир АБДИЕВ, начальник управления камерального контроля ГНК РУз:

– Скорее всего, изменения будут вноситься и в упрощенную, и в общеустановленную системы. Первое, что мы должны сделать – до 1 июля внести свои предложения по снижению ставки НДС с учетом отмены льгот и расширения группы плательщиков.

Скорее всего, в будущем году его уплата станет обязательной для всех категорий плательщиков. А увеличение налоговых поступлений даст нам резерв для снижения ставки.

Устранив «разрывы» в цепочке плательщиков НДС, мы дадим всем компаниям возможность принимать его к зачету. Выиграют от этого все, в первую очередь, – плательщики ЕНП, вынужденные включать в себестоимость своей продукции входящий НДС.

Также мы хотим упростить механизм и сохранить сроки возврата налога.

Налогоплательщик при этом не будет иметь прямого контакта ни с налоговым, ни с финансовым органом. Мину­совое сальдо НДС, который компаниия оплатила по нулевой ставке, будет ей возвращено в течение 12 дней. Все документы будут оформляться в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика. Эта норма вступает в силу с 1 апреля текущего года.

– Как сильно может снизиться ставка НДС? Будет ли она варьироваться?

– В этом вопросе мы будем опираться на расчеты Минэкономики и зарубежный опыт. Во многих странах действует гибкая политика в отношении НДС. Есть основная ставка + несколько сниженных. Но правом на полный возврат экспортного НДС при этом могут обладать только компании, уплачивающие его по основной ставке. И налогооблагаемая база может быть разная.

Мы не хотим настолько усложнять жизнь налогоплательщикам: механизм должен быть очень простой и прозрачный, формы расчетов должны заполняться легко. В идеале налогоплательщик должен внести свою налогооблагаемую базу в электронную форму, а исчисление налога будет производиться автоматически.

– Помимо общеобязательного НДС, какие еще изменения в обозримом будущем могут коснуться плательщиков единого налогового платежа? 

– Сейчас мы прорабатываем общую концепцию. Она может быть скорректирована после того, как к началу апреля завершится комплексный мониторинг работы налоговых, таможенных и финансовых органов. Но о некоторых запланированных изменениях можно сказать уже сейчас. В частности, для общепита вводится регрессивная ставка ЕНП. Мы проработали этот проект вместе с Минфином, он находится в стадии принятия.

До настоящего момента предприятия общественного питания платили налог по единой ставке 10%. Регрессивная ставка будет зависеть от местоположения предприятия.

При единой ставке плательщики не находились в равных условиях: у столичных предприятий оборот большой, в регионах – маленький. Поэтому фактически это была дискриминация по территориальному признаку. Нововведение должно исправить ситуацию в соответствии с принципом справедливости налогообложения. По проекту намечается градация ставки: 8%, 5% и 3% – в зависимости от региона.

Абдихофиз ТАНГИРКУЛОВС введением обязательного НДС у многих предприятий могут возникнуть проблемы с определением облагаемой базы, – считает Абдихофиз ТАНГИРКУЛОВ, консультант аудиторской организации «Grant Thornton», директор организации налоговых консультантов «Exact advicer», член постоянно действующей Экспертной комиссии по дальнейшему совершенствованию налоговой системы РУз:



– В выигрыше от введения обязательного НДС – однозначно – будут материалоемкие производственные предприятия. А у организаций, оказывающих услуги (проектных, аудиторских и других), где нет таких материальных затрат, которые могли бы повлиять на сумму НДС, вносимую в бюджет, – входящего НДС мало, к зачету принять практически нечего. Поэтому этот налог будет увеличивать цену выполненных работ у этой категории плательщиков.
Второй важный момент: у многих компаний могут возникнуть проблемы с определением облагаемой базы по этому налогу. Потому что далеко не все предприятия – особенно это касается малого бизнеса – имеют квалифицированного бухгалтера, хорошо понимающего сущность НДС.В целом, если мы сейчас стараемся сгладить разницу между упрощенной и общеустановленной системами налогообложения, первое, что нужно сделать, – постараться максимально упростить процессы определения налогооблагаемой базы и применения ставок по всем видам налогов и обязательных платежей.

Точка зрения

Оксана ОГНЕВЧУК, заместитель председателя правления Федерации бухгалтеров Узбекистана, CIPA, DipIFR:

– Основная проблема с налогооблажением в Узбекистане, на мой взгляд, – это диспропорция налоговой нагрузки у предприятий крупного и малого бизнеса. Отсутствие по-настоящему конкурентной среды приводит к тому, что у бизнеса нет стимулов расти. 

Потенциальные бонусы роста нивелируются в разы возрастающими расходами на налоги. Также это вынуждает бизнес искусственно дробиться на малые сегменты.

Что можно сделать, чтобы решить проблему?

1. Ввести «полный» НДС (платят все)

На текущем этапе развития ИКТ есть возможность адекватного налогового администрирования, и этот налог может сегодня стать наиболее эффективным и справедливым.

К примеру, регистрация на государственном портале налоговых счетов-фактур, сопровождающих отгрузку и получение товаров (работ, услуг) позволит избежать сокрытия реализации. Получатель, заинтересованный в зачете оплаченного поставщику НДС, своевременно проинформирует о наличии такого своего права налоговый орган, внеся входной счет-фактуру. И у поставщика не останется выбора – отражать или не отражать выручку. Налоговое фактурирование обеспечит информацией и о совокупной выручке практически в момент ее возникновения.

Конечно, остаются определенные «старые» проблемы НДС – налогообложение финансовых услуг, государственные и некоммерческие секторы, электронная торговля. Но, на мой взгляд, и они вполне преодолимы сегодня.

Если будет принято решение ввести «полный» НДС, хотелось бы избежать потенциальных негативных аспектов его применения, с которыми в свое время уже столкнулись регуляторы других стран. Высокие и множественные ставки, применение нулевой ставки (за исключением экспорта), применение освобождений по различным причинам (разрыв цепочки зачетов). Упрощенные режимы не должны заменять НДС.

2. Убрать все налоги с оборота (ЕНП, отчисления в фонды), как несправедливые (облагается не результат, а оборот)

Они приводят к многократному налогообложению одних и тех же объектов в случаях, когда продукт, произведенный одним предприятием, становится сырьем для другого. Это провоцирует чрезмерный рост потребительских цен при полном отсутствии контроля со стороны регулятора – с точки зрения обеспечения социальной справедливости для граждан.

3. Упростить критерии для применения упрощенной системы налогообложения 

Ввести единый критерий по численности без какой-либо привязки к виду деятельности, и уж тем более – к стат. кодам, по которым эта деятельность учитывается для статистических целей. Исключить право применения упрощенного налогообложения для предприятий, входящих в более крупные структуры (имеющих неторговые или вообще любые инвестиции и созданных другими юридическими лицами – вне зависимости от доли юрлица в УК).

Также нужно сократить количество «упрощенцев», имея в виду такие негативные последствия их наличия, как стимулирование избежания уплаты налогов, значительное усложнение всей налоговой системы. Упрощенка несколько облегчает работу налогового органа, но создает при этом несоизмеримые проблемы для всей экономики. Кроме суммарного сокращения налоговых поступлений, применение различных режимов в зависимости от отрасли и масштаба деятельности препятствует свободному движению капиталов и других ресурсов.

Только действительно малый бизнес должен сохранить право на упрощенное налогообложение.

4. Ввести регрессивную шкалу социального платежа

Чем больше ФОТ – тем меньше ставка. Такой механизм будет стимулировать вывод зарплат из теневого сектора. Работодатель, обеспечивающий высокую оплату труда своим сотрудникам, обеспечивает тем самым более высокие налоговые поступления по налогам и сборам (НДФЛ, ОСВГ).

5. Повысить предел, при котором применяется максимальная ставка НДФЛ

С целью вывода из тени доходов физических лиц на первом этапе реформ обычно применяют единую ставку подоходного налога. Но, даже если стремиться обеспечить бóльшую справедливость налогообложения доходов физических лиц и сохранить прогрессивную шкалу, сегодня необходимо, как минимум, повысить предел, с которого начинает применяться максимальная ставка. И этот налог можно значительно упростить сокращением количества ставок в шкале – до двух.

Izohlar: 1
Siz identifikatsiyadan o'tmadingiz
Ro'yxatda bo'lmay turib izoh qo'shish
  • Алишер Мухитдинов
    2
    Алишер Мухитдинов 6 yil avval

    Дорогая Оксана, как предприниматель хотел бы высказать свою точку зрения на реформу налоговой системы: 1. Увеличить ставку НДС до 40%, при этом отменив единый налог, единый социальный платеж, налоги с физических лиц (подоходный налог, обязательный страховой взнос 8%), налог на прибыль. Ведь нет смысла дважды брать налог с одной и той же добавленной стоимости. При этом юридическое лицо (или ЯТТ или физ лицо занимающееся арендой - все они платят НДС 40%) передают в налоговую информацию о выплаченной заработной плате, чтобы налоговая самостоятельно распределяла полученные от НДС средства в пенсионный фонд и другие фонды.


Tepaga