Таможенные органы готовятся к запуску системы управления рисками. Кто выиграет и кто проиграет от ее введения?
О том, что грузы в Узбекистане проверяются многократно и неоправданно долго, субъекты ВЭД знают по собственному опыту. Это мешает иностранным компаниям заходить на рынок и вредит национальному бизнесу. Высокие затраты на экспорт и импорт увеличивают себестоимость товара и влияют на розничные цены.
Кроме того, чем сложнее процедуры, тем выше коррупционная составляющая. Невозможно приставить к каждому инспектору персонального контролера поэтому «человеческий фактор» все еще играет высокую роль в этих процессах.
Государственная программа по реализации Стратегии действий на 2017–2021 годы предусматривает создание таможенной системы управления рисками (СУР). Как она будет работать? У кого есть шанс попасть в «зеленый коридор» со своим грузом? Наконец, что ждет компании, у которых были проблемы с определением таможенной стоимости товара? На вопросы редакции отвечает начальник Управления по инспектированию таможенных комплексов и постов ГТК РУз Ильхом МУХТАРОВ:
– По данным Всемирного банка республика занимает 168 место среди 190 государств в рейтинге международной торговли.
Это означает, что наши таможенные процедуры оцениваются, как затратные, длительные и не слишком эффективные. Иностранные компании уже привыкли работать по определенным стандартам. И они хотят получить их в Узбекистане тоже.
Добросовестным участникам ВЭД система управления рисками дает серьезные преимущества. В том числе – возможность заранее подавать ГТД и товаросопроводительные документы и без задержек проводить свой груз через таможенные посты – без складирования, разгрузки-погрузки и других подобных процедур.
Всемирная таможенная организация подготовила рекомендации по внедрению СУР. Они содержатся в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли и Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенны х процедур. Система, которую мы сейчас создаем, будет основываться на этих международных принципах. До 1 июля мы должны быть готовы ввести ее в действие.
– По каким критериям будет определяться «благонадежность» участников ВЭД?
– Конечным результатом действия СУР должна быть выборочность таможенного контроля. Сейчас для всех категорий груза предусмотрен 100-процентный таможенный досмотр. СУР будет стимулировать импортеров придерживаться требований таможенного законодательства. Можно сказать, что это система вознаграждения за законопослушность. После ее введения мы сможем выбирать на основе анализа данных – пропустить груз по «зеленому коридору» быстро и с минимальными издержками или проверять его очень тщательно в режиме «красный коридор».
Для каждого предприятия будет создаваться своя «таможенная история» - по аналогии с банковской кредитной историей. На всем протяжении ВЭД-деятельности хозсубъекта система будет формировать на него электронное досье: не занижал ли он таможенную стоимость, были ли нарушения с товаром или документами, как он платил, правильно ли определял код товара и декларировал вес.
Можно сказать, что СУР будет выполнять фискальные (полнота уплаты таможенных платежей) и контролирующие функции (запрет или ограничения на ввоз определенных категорий товаров). И она сама будет принимать все решения без нашего участия – на основании объективных критериев.
– Если у предприятия были споры с таможенным органом в части определения таможенной стоимости, как это повлияет на его статус в СУР?
– У многих предприятий действительно бывают проблемы с определением таможенной стоимости. И здесь все будет зависеть от величины ущерба и от того, возместила его компания или нет.
Риск полностью исключить нельзя, в любом случае он остается. Но если компания хочет попасть в категорию низкого риска, она должна в последующей своей деятельности стабильно соблюдать законодательство. Если в течение определенного периода участник ВЭД будет работать без нарушений, он попадет в группу низкого риска.
– О каком периоде времени идет речь?
– Мы еще не определили этот срок. Возможно, он будет равен одному календарному году.
– Если вы привяжете все только ко времени, может получиться, что компания в этот период вообще не будет ничего завозить, а потом она – раз! – и уже в зеленом коридоре.
– Полагаю, что к периоду времени будет привязан критерий частоты совершения операций – количество оформленных ГТД. Для того, чтобы система приняла решение в отношении участника ВЭД, ей будет нужен определенный минимальный набор данных. Компании с незначительным количеством операций на начальных этапах будут попадать в категорию высокого риска. Тогда как есть большие предприятия, ежегодно оформляющие более сотни таможенных деклараций. Принимать решение по ним будет намного легче.
– Что нужно сделать таможенным органам, чтобы внедрить систему управления рисками к 1 июля?
– Таможенные службы других государств внедряли ее годами, а мы начинаем с нуля, для нас это совсем новая система. И нельзя просто скопировать ее у других и внедрить в Узбекистане.
Мы изучили мировую практику в этом вопросе. Во-первых, СУР должна постоянно совершенствоваться. Во-вторых, – она должна быть национальная, потому что уже есть национальная система таможенного законодательства, отличающаяся от подобных систем в других странах.
Узбекистан не будет покупать программное обеспечение для СУР. Такой программный комплекс стоит, минимум, $1 млн., и не факт, что с ним не будет проблем в эксплуатации. Кроме того, сопровождение – это тоже колоссальные затраты.
Мы разрабатываем национальную систему управления рисками своими силами - совместно с программистами Управления информационных технологий ГТК. И мы сможем потом развивать эту систему.
– Будут ли влиять на статус субъекта в СУР данные налоговых органов?
– СУР предусматривает постоянный обмен информацией между таможней и другими органами и службами. Их информация будет учитываться при определении конечного статуса участника ВЭД.
В систему также будет попадать информация о нарушениях, допущенных уже после того, как компания пройдет таможенные процедуры. Основным источником такой информации будут базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена.
Источник: Газета «Бизнес-вестник Востока»
Alpha version: 0.9.1.19 build 20515 | Инструменты