Великий путь – яркий символ
В истории человечества Шелковый путь занимает особое место. Международный туризм превратил это словосочетание в настоящий бренд.
В истории человечества Шелковый путь занимает особое место. Международный туризм превратил это словосочетание в настоящий бренд.
Историческая роль Шелкового пути как важнейшего фактора экономической и культурной интеграции стран и народов хорошо известна, хотя и до конца не изучена. В наши дни Шелковый путь превратился в один из самых популярных культурных и торговых брендов. Основными получателями выгод от его использования стали страны, расположенные на этой древней торговой магистрали. Однако и некоторые другие государства, находящиеся порой за тысячи километров от этой исторической трансконтинентальной трассы, принимают важные законопроекты, так или иначе связанные с этим ярким символом.
Узбекистану, пожалуй, повезло больше других. Учитывая объективное срединное положение нашей страны на Шелковом пути, в прежние времена на территории современного Узбекистана пересекались практически все основные караванные маршруты. Не случайно Самарканд, один из наиболее известных торговых и культурных центров этого исторического маршрута, был назван мировым сообществом "сердцем Шелкового пути". Именно поэтому, в этом главном туристском городе нашей страны с 2004 года действует офис в рамках международного проекта "Туризм по Шелковому пути", реализуемого под эгидой Всемирной туристкой организации ООН (ЮНВТО). Вот почему для Узбекистана и ряда других стран региона бренд "Шелковый путь" действительно стал "Великим".
Нынешний год – особый для туризма по Шелковому пути. В этом году исполняется 15 лет этому уникальному проекту, в котором принимают участие 24 страны. Старт был дан в 1993 году, когда на своей Генеральной Ассамблее в Индонезии, ЮНВТО предложила идею реализации долгосрочного и широкомасштабного проекта по реализации концепции развития туризма по Шелковому пути. В 1994 году делегаты из 19 стран мира, собравшись на знаменитой площади Регистан, приняли историческую для всего международного туризма Самаркандскую декларацию.
Поэтому не случайно, что с начала нынешнего года в Узбекистане прошло несколько крупных международных мероприятий, напрямую связанных с развитием туризма на Шелковом пути. Так, минувшей весной в столице нашей страны национальной туристкой администрацией Узбекистана с участием представителей ЮНВТО был организован международный воркшоп по этой теме. Нынешней осенью прошла ежегодная международная ташкентская туристская ярмарка "Туризм по Шелковому пути", в рамках которой НК "Узбектуризм" под эгидой ЮНЕСКО и ЮНВТО была организована международная конференция на тему "Продвижение бренда "Великий Шелковый путь" на мировой туристский рынок". В начале ноября, как бы подводя итог серии этих ярких туристских форумов, в Ташкенте прошла, пожалуй, самая представительная за последние годы международная конференция на тему "Пути развития и популяризации культурного туризма в странах Шелкового пути", организованная по инициативе постоянного представителя Республики Узбекистан при ЮНЕСКО Лолы Каримовой.
Этим материалом и статьей профессора М. Хашимова, мы, совместно с самаркандским офисом ЮНВТО, открываем серию публикаций, направленных на популяризацию туристского бренда "Шелковый путь", обсуждения его использования в национальных стратегиях продвижения этого туристского продукта стран региона, широком использовании всех маркетинговых инструментов по эффективной реализации этого международного проекта. В этой связи приглашаем ученых, исследователей, экспертов и представителей отечественного и зарубежного турбизнеса к обсуждению проблем развития туризма на Шелковом пути.
По дороге Эмира через перевал Тахта-Карача
Одна из интересных трасс Великого Шелкового пути на территории современного Узбекистан может и должна быть включена в туристские маршруты.
Мурадхан Хашимов, профессор, Самаркандский институт экономики и сервиса, к.г.н.
На более десяти тысяч километров протянулись трассы Великого Шелкового пути, соединявшие города, страны и континенты. Существовали дороги межгосударственного и локального значения, контролируемые межгосударственными структурами, централизованной и местной властью, другими государственными институтами. На таких дорогах государство давало гарантии сохранности караванов, создавало службы обеспечения, контролировало источники воды, поставляло питание, фураж, создавало пункты отдыха, предоставляло охрану. Такие отрезки дорог Великого Шелкового пути называли "Шахскими" (Хон йули), "Эмирскими" (Эмир йули) или "Дорогами послов" (Элчи йули). Многие из них превратились в современные автомобильные тракты, другие ушли в забвенье, сохранились лишь немногие.
Среди них заметно выделяется "Эмирская" дорога, названная так в честь Великого Сахибкирана Амира Тимура. Расположенная на границе Самаркандской и Кашкадарьинской областей в верховьях Юлсая на Чикилкалянском хребте, эта дорога тянется по обоим склонам горы, где находится перевал Тахта-Карача. Во времена Амира Тимура эта трасса Шелкового пути, проходя через горный перевал Тахтакарача на высоте в 1675 м, соединяла столицу великой империи Самарканд с родным городом Амира Тимура – Кешем. Всего 10-12 фарсахов (около 80 км) отделяли эти два легендарных города Центральной Азии друг от друга. Царские гонцы преодолевали это расстояние за два дня с ночлегом в аманкутанском урочище. Караваны же тратили на переход четыре дня с остановками.
"Эмирская дорога" постоянно ремонтировалась, 6лагоустраивалась, полотно расширялось. С большой заботой обслуживался участок тропы протяженностью в 30 км (или 5 фарсахов), проходящий по горному рельефу – от Каратепе. Жители окрестных кишлаков всегда привлекались для дорожно-восстановительных работ, особенно после зимне-весеннего разгула стихий.
В наши дни почти вся горная часть "эмирской дороги" сохранилась. От Аманкутана она плавно поднимается вдоль ручья, достигая перевального урочища, где находятся остатки средневекового караван-сарая. Правда, местами она смыта ливнями или перекопана арыками, кое-где заросла дикой растительностью, но все-таки хорошо прослеживается.
За перевалом дорога извилиста, спускается по каменистым скалам горы, придерживаясь высоких точек рельефа – водораздела. Здесь тропа довольно широка – достигает 6–8 метров в ширину. Это позволяло встречным караванам благополучно расходиться на крутом косогоре. Внешний край дороги ограждался каменным дувалом, что исключало возможность падения вьючных животных в пропасть. Кроме того, вал защищал караваны от сильного ветра и пурги. В некоторых местах тропа разветвлялась на несколько ветвей, предназначавшихся для временных остановок на утомительном подъеме или спуске. В средней части склона было укрытие для путников и караванов в виде тупиковой широкой дороги, ограниченной почти отвесной гранитной стеной. Даже в самый сильный буран здесь было безопасно. Рядом сохранилось одинокое дерево – арча, которой не менее трехсот лет.
Сложный и опасный участок тропы заканчивается в довольно просторной котловине при слиянии двух ручьев, где заметно выделяется большое "городище" средневекового Чохак Рабата. На поверхности можно и сейчас увидеть разбросанные целые и побитые жженые кирпичи, много осколков керамической посуды, разрушенные гончарные печи. По преданию, бытующему среди жителей расположенного ниже кишлака Кайнар, здесь находился древний кирпичный завод.
"Эмирская дорога" просуществовала долго, почти до тридцатых годов прошлого столетия. Большие дорожные и устроительные работы здесь велись еще в ХVII веке, при Абдуллахане, известном строителе мостов, дорог, плотин. К сожалению, в наши дни о существовании "Эмирской дороги" как-то забыли. А ведь со стороны Самарканда на полпути к перевалу от Большого Узбекского тракта Ташкент-Термез налево уходит небольшая щебневая дорога, а с кашкадарьинской стороны в конце перевала выходит в виде такой же дороги рядом с рестораном "Мингчинор". Но даже местное население забыло о существовании этой дороги.
Как повысить аттрактивность "эмирской дороги"? Что необходимо сделать, чтобы эта историческая дорога служила туризму? По нашему мнению, надо начинать с самого простого. Во-первых, со стороны как Самарканда, так и Кашкадарьи необходимо поставить указатели, указывающие на начало и конец "Эмирской дороги". Во-вторых, включить в туристские путеводители описание и оценку исторического значения этого отрезка Великого Шелкового пути. Ведь упоминаний об этом перевале немало встречается во многих исторических и природоведческих книгах. О самой короткой дороге из Самарканда в Кеш через перевал в своих путевых заметках неоднократно упоминают арабские и персидско-таджикские путешественники IX–XI веков.
В те времена перевал Тахтакарача был известен не только в Мавераннахре, но и достаточно далеко за его пределами. Не исключено, что в разные эпохи он имел самые разные названия. Они канули в Лету, не оставив и следа в местной топонимике. В период арабского вторжения и позже горный проход называли просто "кешским", так как обычно завоеватели в большинство случаев шли с юга из Нахшеба (Карши) в сторону Кеша. Исторические источники сообщают о жесточайшей битве арабов с тюрками и согдийцами, происшедшей в первой половине VIII века в районе перевала.
Позже этот перевал под названием Тахтакарача упоминается в книге Гиесиддина Али "Походы Тимура в Индию". В книге "Бабурнаме" он упоминается как перевал "Итмак": "Между Самаркандом и Кешом расположена гора, где имеется перевал Итмак. Люди там занимаются камнерезством и камни несут с этих гор". Также нам известно, что великий узбекский поэт Алишер Навои возвращался в Герат из Самарканда через этот перевал.
Кроме того, имеется труд, где дается точное описание и места остановок на перевале. Гийасиддин Али, рассказывая о возвращение из Индийского похода Сохибкирана Амира Тимура на родину, довольно точно дал описания этих остановок. "Во вторник пятнадцатого шабана (22 апреля 1399 г.) его Величество выступил из Кеша (ныне Шахрисабз), на берегу реки Рудак разбил шатер... в среду шестнадцатого числа он сделал остановку на никем не занятой местности Чахар Рабат. В четверг семнадцатого числа, перейдя тамошний перевал, изволил остановиться в местности Кутлуг Юрт. В пятницу он прибыл оттуда в Тахт и Караджа, в субботу девятнадцатого числа месяца шабана в сад загородного дворца Джанханнумой".
Кстати сказать, здесь археологом Юрием Давидяном вскрыто также помещение бывших мастерских. Сад "Джаханнумай" историки связывают с селением Каратепе. В этих местах у реки Кашкадарьи, в местности Чахар Рабат в верховьях Раватсая, местность Кутлуг Юрт на верховье перевала у селении Каратепа у холма Джаханнама необходимо установить указатели о том, что в те времена в этой местности были организованы стоянки, и что сам Сахибкиран останавливался в этих местах. Все это, по нашему мнению, будет способствовать аттрактивности "Эмирской" дороги.
Кроме этого, необходимо выпустить буклет "Эмирская дорога", включая и крупномасштабную карту, где должна быть показана вся дорога – от современного ресторана "Мингчинор" до урочища Аманкутан, с демонстрацией легкопроходимых и труднопроходимых частей дороги, с обязательным указанием опасных частей трассы.
В настоящее время с Кашкадарьинской стороны в самом конце "Эмирской дороги" дорога перекопана и практически непроходима. Это место по согласованию с местными властями должно быть благоустроено. На протяжении всей "Эмирской дороги", с привлечением волонтеров, целесообразно провести очистительные работы, установить указатели дорог и т.д.
В итоге, как себе представляем использование в туристских целях "Эмирской" дороги? С обеих сторон: со стороны Самарканда и со стороны Кашкадарьи к началу "Эмирской" дороги прибывают туристы, где их ждет театрализованное представление: имитация караванного маршрута по "Эмирской" дороге эпохи Амира Тимура. Туристы смогут пересесть на символический караван эпохи Сахибкирана. Их посадят на лошадей или верблюдов, а символический караван, впереди которого идет караванбаши и вооруженные воины стража, двинется по дороге Эмира и сделает остановки в Чахар Рабат, Кутлуг Юрт, на верховье перевала и у селения Каратепе, у холма Джаханнама, где можно поставить средневековые шатры, где будет указатель, что в этом месте, в таком-то году, такого-то числа останавливался Великий Сахибкиран Амир Тимур.
А в завершении этого тура иностранные туристы получат своеобразную грамоту или сертификат, подтверждающие, что иностранные гости на самом деле прошли в составе средневекового каравана, и повторили небольшой маршрут по древнему Шелковому пути.
Статья профессора Хашимова представлена самаркандским офисом ЮНВТО
Baholash:
1
0
Baho berish uchun tizimga kiring.
Kirish