Huawei 2
Памяти Мастера
Каждый знает, что в этой жизни нельзя прожить без потерь, но некоторые из них воистину невосполнимы. Ушел от нас Коркмас Мухитдинов, неподражаемый бас, замечательный учитель, оптимист с потрясающим чувством юмора. Сегодня мы хотим вспомнить все самое лучшее, что сделал в жизни Мастер. О Коркмасе Мухитдинове вспоминает режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана, коллега и друг Коркмаса Мухитдинова Андрей Слоним.

... С этим болезненным, трагическим фактом не может смириться душа. Не стало Коркмаса Мухитдинова.

Ушел из земной жизни выдающийся мастер оперы, замечательный педагог, яркий и самобытный общественный деятель – просветитель. Народный артист Узбекистана, лауреат Государственной премии, бессменный председатель и член жюри международных и республиканских конкурсов и фестивалей. Довелось ему и несколько лет возглавлять наш ГАБТ им. А. Навои в качестве директора.

И просто – Человек и Друг, оставивший неповторимый и невосполнимый след в сердцах всех тех, кто воспринимал его творчество, кто знал его в жизни, сотрудничал с ним и был соединен узами земной дружбы.

Совсем недавно – минувшей весной, – мы отмечали его шестидесятилетие. И, к счастью, успели, еще не зная о том, насколько мало земного времени осталось юбиляру – высказать и ему, и многочисленным почитателям его таланта самые добрые чувства и пожелания. Весь вечер Мухитдинов был на сцене – и сам, и в окружении учеников и коллег. И вновь излучалась в души людей могущественная сила его дара. Дара артиста, педагога, формирователя красоты душ человеческих, и апологета высшей духовности.

Множество оперных образов воплотил он на сцене. Был, в частности, первым узбекским мастером оперы, смело и своеобразно раскрывшим и метущийся образ царя Бориса Годунова в одноименной опере, и благородного Раймонда в "Лючии ди Ламмермур", и калеку Порги с душой романтика в "Порги и Бесс", и многое, многое иное. За исполнение роли Петра I (в одноименной опере А. Петрова) Коркмас Мухитдинов был удостоен Государственной премии Узбекистана.

Обрыв земного пути мастера, коллеги и друга всегда мучителен и невосполним.

Меня связывает с Коркмасом Мухитдиновым более четверти века дружбы, общения, интересной и плодотворной работы. Да, он был и глубоким воплотителем философского, трагического начала – здесь я вновь остановлю взор на образе царя Бориса, на мудром Старом Цыгане из "Алеко", на трагических образах Призрака отца Гамлета и Макдуфа в дилогии Н. Закирова "Путь к трону" по мотивам шекспировских трагедий. А наряду с этим – блестящий юмор и озорство моцартовской "Свадьбы Фигаро", где Мухитдинов с любовью и утонченностью воплощался в незадачливого ревнивца – графа Альмавиву. ...Именно в этой роли, уже с печатью изнурявшей его болезни сосудов, – он вышел на сцену в октябре.

Его исполнение было неизменно мастерским – и лишь мы, его коллеги, видели за кулисами в паузах, каких героических усилий стоило Мастеру одно из его последних сценических перевоплощений.

Дон Базилио в "Севильском Цирюльнике", король Рене в "Иоланте", Мефистофель в "Фаусте", Рамфис в "Аиде", Аристотель в "Леопарде из Согдианы" И. Акбарова – такая разнообразная галерея образов, поисков, открытий...

И блестящие концертные выступления – и сольные, и в содружестве с коллегами. В канун 200-летия А.С. Пушкина мы с ним подготовили свыше 30 музыкально-поэтических вечеров, посвященных творчеству поэта. Отдавая дань светлой памяти Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, Ф. Шуберта, И. Козловского, С. Лемешева, Мухитдинов щедро дарил свой талант и силы, не только ярко участвуя в вечерах, но и заряжая этой энергией своих учеников и студентов, также по его инициативе соучаствующих в этих проектах.

Ученики... Да, ему был присущ большой и светлый педагогический дар. Вместе с супругой, замечательной певицей – заслуженной артисткой Узбекистана Ольгой Александровой, Мухитдинов преподавал вокал в студии театра "Ильхом" и в Русском драматическом театре. А в последние 4,5 года он возглавлял кафедру сольного пения и оперной подготовки Государственной консерватории Узбекистана. И сумел за этот короткий срок добиться поистине блестящих результатов – многие талантливые молодые узбекистанские вокалисты не только завоевали высшие награды на разнообразных международных конкурсах, но и начали активную международную творческую жизнь на сценах Европы. И смею утверждать, что энергия и стратегическая одаренность Коркмаса Мухитдинова проявлялась не только в педагогическом умении раскрыть дарования этих певцов, но и в том, что он заходил в различные высокие инстанции и смело добивался и направления именно этих певцов на конкурс, и финансовой поддержки их командировок в иные страны во имя пропаганды творческих достижений Узбекистана на международном уровне.

И еще одно незыблемо определяющее свойство его облика и натуры. Неразрывно связанный со своими национальными корнями, он всю жизнь пытливо вникал в разнообразные грани культур и творчества других стран и народов. Выпускник Московской Государственной консерватории, человек, энциклопедически знающий историю и культуру России и Европы, Мухитдинов осуществлял своеобразный "мост", связующий национальное и общечеловеческое начала Искусства. Не потому ли все его творчество столь богато и многопланово? Этому же старался научить он и своих воспитанников. А с какой энергетической активностью неизменно сотрудничал он с русским, немецким, украинским культурными центрами, был желанным гостем и участником акций посольств разных стран, почетным участником знаменательных событий в жизни Митрополии Православной церкви.

Он был истинно народным артистом – его узнавали на улицах. Многочисленные слушатели и зрители горячо благодарили за выступления в спектаклях и концертах, желали дальнейших успехов. В наш век такое глубокое уважение к оперному исполнителю – еще одно свидетельство истинности его таланта и открытости людям.

...Да, его дар был громким, звучным и могучим, как и голос певца, как и его могучее телосложение. Трудно осознать и поверить, что нам не услышать больше его рокочущих, эмоциональных реплик и высказываний, которые всегда вселяли уверенность и оптимизм. В самые непростые моменты излюбленным афоризмом в его устах было неизменное: "Ничего, пробьемся!" Наверное, и этому редкому свойству его натуры стоит научиться, и сознательно суметь воспринять его в разных случаях жизни и творчества.

Потеря этой Личности для всей многоплановой культуры Узбекистана – драматична и трудновосполнима. Как всегда, в первые мгновения после утраты – трудно осознать во всей полноте горестную непредсказуемость ее последствий. Но остались талантливые ученики, в которых, несомненно, будут жить творческие и жизненные заветы Мастера. Быть может, настал момент, когда стоит поднять вопрос об учреждении Республиканского конкурса вокалистов имени Коркмаса Мухитдинова. При наличии финансовой и организационной поддержки он мог бы стать престижным и общепризнанным певческим конкурсом Узбекистана. Дай Бог всем нам – друзьям и коллегам Коркмаса Мухитдинова – терпения и стойкости, чтобы во имя светлой памяти Мастера продолжать и развивать все то, что не успел Мухитдинов допеть и досказать людям, любившим и ценившим его талант, и благодатной земле Узбекистана, его взрастившей...
Izohlar: 0
Siz identifikatsiyadan o'tmadingiz
Ro'yxatda bo'lmay turib izoh qo'shish

Tepaga