Huawei 1
Баходир Юлдашев - мастер живых картин
Что должен уметь клипмейкер? Известный росийский профессионал этого дела Александр Солоха однажды сказал, что все зависит от ситуации: если клипмейкер слепой, он должен обладать необычайно чутким слухом и невероятно быстрой реакцией. Если глухой - уметь читать ноты и понимать артиста по губам. Если тупой - уметь воровать. Если нищий - уметь вышивать сценарии иглой и ниткой. В общем, клипмейкер должен уметь пройти путь от рождения идеи до появления клипа.

Баходиру Юлдашеву пришлось пройти через многое, прежде чем стать самым известным клипмейкером Узбекистана. Он снял уже около 300 клипов и почти приблизился к своей давней мечте. О грезах и трудовых буднях Баходир Юлдашев рассказывает на страницах нашей газеты.

- Баходир, когда впервые в ваших руках оказалась видеокамера?

- Первоначально, еще в детстве у меня возникла тяга к фотографиям и моя мама, видя это желание, купила мне фотоаппарат. Как сейчас помню - это был " Агат-19" , который делал не 36, а целых 72 кадра. Было очень удобно, на одну пленку можно было снимать в два раза больше материала. Увлекался я этим делом где-то до 19 лет, пока не наступил такой момент, когда нужно было выбирать профессию.

И я, как отличник, как обладатель пояса по каратэ, поступил в Академию МВД, сдав все экзамены на "хорошо" и "отлично". Но надолго меня не хватило и через год я академию бросил. Тогда отец подарил мне видеокамеру - тогда для меня это было просто пределом мечтаний! Еще в детстве я учился на художника и когда рисовал, все время не заканчивал картины, потому что в них, на мой взгляд, чего-то не хватало. И вот когда я увидел видеокамеру, то сразу понял, чего искал в живописи - движения. Мне нужно было, чтобы внутри картинки все было живым, бегало, двигалось. Вот так и получилось, что с 20 лет я начал снимать.

- И что принялись снимать первым делом?

- Свадьбы. Честно говоря, я не хотел этим заниматься. Для меня тогда по еще спортивно-уличным понятиям это было зазорно и я все думал, ну, как же я буду ходить и снимать пьяные лица? Но отец постоянно повторял, что это - мое будущее. И вот однажды я решился и поехал на встречу в роддоме. Снял, смонтировал, наложил музыку, мне, соответственно, за это заплатили. И как-то сразу понравилось, больше я не упирался. Так и работал в течение пяти-шести лет по свадьбам, торжествам, снимал даже для каких-то компаний документальные фильмы. Их только и можно было назвать документальными (смеется).

- То есть режиссуре и монтажу Вас никто специально не учил?

- Я всему учился сам. Как-то встретился с другом, который решил показать мне свой новый компьютер. А тогда для всех компьютер был, можно сказать, в диковинку. Тем более навороченный "белый" компьютер "Компак". Кто понимает в этом, знает, что это машина качественной сборки. И вот друг показал мне на этом компьютере небольшой фильм, который по его словам смонтировал сам со всевозможными спецэффектами, титрами. Я долго не верил, потому что считал, что такое можно сделать лишь на специальной дорогой аппаратуре, которая есть исключительно на телевидении, то есть меня поразил не сам фильм, а то, что он смог из готовых отснятых кусков собрать и смонтировать это все сам на компьютере. Я безумно захотел тоже попробовать себя в этом деле, оказалось, что для покупки оборудования нужны были $3 тыс. Буквально на следующий день я продал свою квартиру. Дома, конечно, был большой скандал, кричала мама, но я сказал, что несмотря ни на что, буду снимать самые лучшие свадьбы и клипы. В конце концов, у меня появилось заветное оборудование и с этого момента начался совершенно другой уровень свадеб. Я стал одним из первых, кто начал заниматься компьютерным монтажом в Узбекистане - оформлением, спецэффектами, качественным озвучиванием. Все стало получаться настолько красивым, что мои свадьбы даже стали показывать по телевидению. Скажу честно, мне это было безумно приятно.

- Вы стали успешным и популярным "свадебщиком". Чего же не хватало, почему вдруг решили переквалифицироваться в клипмейкера?

- Потому что мне это изрядно надоело. Отснял, я, действительно, очень много свадеб, меня приглашали работать на самые дорогие торжества в Узбекистане. Но, несмотря на весь успех, на деньги, которые мне платили, это было не тем, к чему я стремился. Я чувствовал, что в творчестве происходит какой-то "застой" и он не дает двигаться дальше. Свадьбы, свадьбы, свадьбы, а я мечтал о хороших клипах. И снимать их на тот период готов был совершенно бесплатно. Да, хоть десять сразу, лишь бы доверили! Как раз тогда я познакомился с Исламом Каримбаевым - солистом группы "Хитшарк СН". Долгое время я уговаривал его снять клип для группы, но Ислам как-то не решался. Говорил, что для этого нужно иметь "бетакамовскую" камеру и так далее. Я стоял на своем и в один прекрасный день мы собрались и сняли по тем временам очень "крутой" клип, все действие которого проходило на стройке. Именно стройка и музыка в стиле рэп в те годы были неразделимыми понятиями, поэтому сомнений, где снимать клип у нас даже не возникло. Мы поработали так хорошо, что я сам не ожидал. В сюжете прослеживалась андеграундная тематика - кирпичные стены с развешанными на них картинами, слегка ненормальная девочка, поющая под дождем. Когда клип показали на телевидении, никто не поверил, что это моя первая в жизни работа.

Действительно, все получилось очень грамотно. Затем я снял я еще 4 клипа для этой рэп-команды. Первые три были достаточно смешными, а вот последние всех особенно поразили. Несмотря на то, что мы снимали на VHS, они получились очень актуальными и качественными. И уже после этих клипов я начал работать с нашими звездами. Могу сказать, что Баходир Юлдашев начался с Равшана Собирова. Клип, снятый для него, вышел до такой степени ударным, что тут же началась работа с Пилигримом, а потом с "Бустон", "Сидериз", Азодой Нурсаидовой и многими-многими другими.

- Баходир, но прославились Вы еще и тем, что начали работать с зарубежными звездами.

- Да, но это было спустя три года после работы в нашем шоу-бизнесе. Однажды мне позвонила сестренка, живущая заграницей, и сообщила, что разослала мой диск всем продюсерским компаниям. После этого ко мне начали поступать предложения от многих заграничных артистов. Первой из-за рубежа приехала украинка Катя Бужиньска и работа с ней, должен сказать, получилась весьма загадочной. Певица увидела клип группы "Сетора", героями в котором были Чингисхан и Мангуберди, и сказала, что хочет такой же. Я пообещал ей, что мы сделаем лучше. Готовились к приезду украинки очень серьезно - шили костюмы, юрты, ставили бои. Как только певица прилетела, всей съемочной группой с декорациями мы выехали в горы. Но ничего не получилось, неожиданно пошел град, дождь, снег и весь наш труд пошел насмарку. Было обидно, потому что мы хотели снять эпопею, но все оказалось напрасно! Тогда мы решили подождать улучшения погоды и отложили съемки клипа на две недели. Когда мы приехали вновь, все шло замечательно: мы поставили декорации, я скомандовал " Мотор!", но стоило певице появиться на площадке, как ни с того ни с сего, снова начался сильнейший дождь. Я не знаю, как ваши читатели относятся к мистике, но после выяснилось, что в том месте был похоронен святой человек. И если кто-то приходил туда с плохими мыслями, обязательно начинался или дождь, или град, или снег. Такие районы, действительно, есть под Ташкентом, в народе про них говорят "Пойдешь и не вернешься". Видимо певица просто чем-то и не угодила нашему святому. Но, несмотря на все приключения, клип получился настолько ярким и запоминающимся, что девушке на родине чуть ли ни медаль вручили.

- И кто же был следующим из заморских гостей после столь загадочной украинской дивчины?

- Как раз когда мы работали с Катей, мне позвонила мама, и сообщила, что меня ищет московская группа "Рефлекс". Тогда я даже не знал, что это за коллектив, хотя все вокруг удивлялись: "Ты что?! Это же девушки, которые "Сойти с ума" поют!". Ехал со съемок я в очень хорошем настроении, зная, что впереди интересный заказ. Но не подумайте, что дело в деньгах, нет. Я до сих пор пешком хожу, у меня нет машины, несмотря на то, что цифра снятых мною клипов приближается к тремстам. Я полетел в Москву, потому что мне было интересно. "Рефлекс" встретили меня в аэропорту. В солистке Ире я сразу узнал бывшую некогда певицу Диану, узнал и ее продюсера Вячеслава Тюрина. Пообщавшись и обо всем договорившись, мы встретились уже через две недели в Ташкенте.

Снимали возле "Демира". Наверное, тогда тысяча человек собралась, чтобы только посмотреть на "Рефлекс". Да, и, кстати, многие артисты города Ташкента приехали, уж это я вам гарантирую (смеется). Ну, а после "Рефлекса" было много работы и с Казахстаном. Я снял клипы для Дильназ Ахмадиевой, "Дервишей" , "Рахат Лукум" , в общем, для многих артистов.

- Как вы пришли к тому, что начали снимать фильм и расскажите немного о сюжете вашей картины?

- У каждого клипмейкера, если он настоящий режиссер и очень серьезно относится к себе, у него рано или поздно появляется мечта - снять собственный фильм. У меня идея моей картины зародилась уже давно, в школе. Еще будучи ребенком, я прочел невероятно интересный рассказ о храбром японском воине. И именно эта история легла в основу моего фильма. А три года назад, пока я работал в Казахстане, мне вновь вспомнилась эта история. Я начал потихоньку писать сценарий, готовиться, искать в Интернете материалы о костюмах, формах, людях.

Сначала никто не верил в то, что этот фильм будет иметь успех, в принципе, и сейчас об этом говорить рано, так как съемки еще не закончены. Но тогда еще я решил сам проспонсировать этот проект, стал очень много работать и все деньги тратил на исключительно на фильм. В январе месяце финансы закончились и нам пришлось на какое-то время заморозить весь съемочный процесс. Но все хорошо, что хорошо кончается. В конечном итоге, большую помощь нам оказали фонд " Сен елгиз эмассан" и Министерство обороны Узбекистана и благодаря этому, сейчас проект уже сделан на 70%, остался всего месяц съемок и где-то к новому году, я думаю, фильм будет готов. Это будет историческая психологическая драма, с элементами триллера и экшна. Действие фильма начинается во время Второй мировой войны на одном из островов Тихого Океана. В завязке сюжета лежит тема любви и долгой разлуки. Одного солдата отправляют на оборону острова, близ японского города Окинава. Он храбро и верно несет свою службу и даже, когда в конце 1945 года Япония капитулирует, солдат не сдает своих позиций. Здесь уже показывается психологическое преломление личности: солдату приказали служить, и он в течение 40 лет живет, все еще обороняя остров с мыслью, что противник вот-вот нападет.

- А где пройдет премьера?

- Откровенно говоря, мы рассчитываем на продвинутого зрителя, но постараемся сделать так, чтобы все поняли этот фильм - и узбекские зрители, и казахские. Но первоначально картина рассчитана на российский рынок, Европу, Юго-Восточную Азию. Фильм будет серьезным, судя по тому, что мы уже отсняли и просмотрели.

Единственное, что осталось - это концовка. Здесь все зависит от меня, какой финал я выберу. Кульминация, несомненно, должна быть душераздирающей, интересной и захватывающей. Знающие люди говорят, что такого сложного по уровню фильма в Узбекистане никогда еще не было - другая тематика, менталитет и я надеюсь, что хотя бы наполовину фильм у меня получится правдоподобным. А насколько это будет грамотно, конечно, судить зрителям. Я очень постараюсь оправдать их ожидания.
Izohlar: 0
Siz identifikatsiyadan o'tmadingiz
Ro'yxatda bo'lmay turib izoh qo'shish

Tepaga

Alpha version: 0.9.1.19 build 91300 | Инструменты